Операция «Малый Сатурн» на Богучарской земле.

Справочная информация: Операция «Малый Сатурн» - наступательная операция войск Юго-Западного и левого крыла Воронежского фронта, проведенная 16-30 декабря 1942 года в ходе развития контрнаступления советских войск под Сталинградом.

Предыстория: В июле 1942 года немецкие войска в ходе успешного для себя летнего наступления захватили правобережные районы Воронежской области. К середине июля под властью оккупантов оказался Богучарский район (кроме трёх левобережных сёл – Журавки, Подколодновки и Старотолучеево) и Радченский район. Пять месяцев (с июля по декабрь 1942 года) линия фронта проходила по реке Дон. Небольшой плацдарм на правобережье Дона, позднее названный Осетровским, советским войскам удалось удержать. Как и в 1942 году, так и в настоящее время – «Осетровский плацдарм» относился территориально к Верхнемамонскому району Воронежской области.

Советским войскам, занявшим позиции на левом берегу Дона, была поставлена задача вести так называемую «активную» оборону, то есть не только не допускать переправы противника через реку, но и всеми возможными способами беспокоить врага, не давать ему спокойной жизни ни днём, ни ночью. На донских берегах завязались бои, которые военными историками принято называть боями местного значения. Они продолжались вплоть до начала наступательной операции «Малый Сатурн». Особенно кровопролитные сражения проходили в горловине «Осетровского плацдарма»: так, хутор Тихий Дон Богучарского района несколько раз переходил из рук в руки. Советскими войсками активно проводилась разведка  в районе придонских сёл Абросимово и Грушевое, хуторов Ольховый и Оголев.

Замысел наступательной операции «Уран»: Но судьба война решалась под Сталинградом, куда германское военное командование направляло свои самые боеспособные дивизии. А позиции на «флангах» Сталинградского сражения занимали войска союзников Германии – Венгрии, Италии, Румынии. В октябре 1942 года в Сталинграде велись ожесточенные уличные бои. Но для Гитлера было важно захватить город, носящий имя руководителя Советского Союза – потому противник не считался с потерями, пытаясь сбросить советские войска в Волгу. При этом проходило ослабление фланговых группировок противника. 

Учитывая это, Ставка Верховного Главнокомандующего начала подготовку к решительному контрудару под Сталинградом. Планируемая операция получила кодовое имя «Уран».

К середине ноября 1942 года значительное ослабление флангов отборных частей 6-й полевой армии Ф. Паулюса, втянутых в жестокие уличные бои, создало благоприятную ситуацию для начала нашего наступления.

19 ноября 1942 года в 9-00 утра после полуторачасовой артподготовки войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли в наступление. 20 ноября пошли в атаку войска Сталинградского фронта. Был произведен классический удар по ослабленным флангам наступающей группировки противника с последующим её окружением.

А 23 ноября 1942 года, освободив город Калач-на-Дону, советские войска замкнули внутреннее кольцо окружения вокруг 6-й армии Паулюса. К 30 ноября был сформирован внешний фронт окружения, удаленностью от внутреннего кольца от 40 до 100 км и протяженностью свыше 500 км. Итогом советского контрнаступления стало окружение под Сталинградом более 300-тысячной немецко-румынской группировки.

После окружения 6-й армии немецкое руководство прилагало все силы к тому, чтобы ударом извне восстановить фронт под Сталинградом. Армия Паулюса имела приказ удерживать город – разрешения на прорыв окружения изнутри Гитлер не давал.

Для прорыва фронта окружения извне 24 ноября 1942 года немецкое командование создало группу армий «Дон» и приступило к подготовке операции «Зимняя гроза».

От «Большого» «Сатурна» к «Малому»: Помимо операции «Уран» советский Генеральный штаб разработал другую, более крупную по масштабам и задачам наступательную операцию. Советский военачальник С.М. Штеменко впоследствии вспоминал: «Согласно замыслу новому фронту [Юго-Западному], предстояло наступать с плацдарма на правом берегу Дона в районе Серафимовича и вырваться к Тацинской, что позволило бы перехватить железнодорожные и другие пути противника из-под Сталинграда на запад. Затем фронт должен был наступать через Каменск в район Ростова, где и пересекались бы пути отхода немецко-фашистских войск не только из-под Сталинграда, но и с Кавказа. При окончательной доводке общего плана контрнаступления наших войск идея удара на Ростов через Каменск нашла выражение в плане Ставки, известном под кодовым названием «Сатурн». Ударные группировки войск, окружающих противника, были усилены танковыми и механизированными корпусами». 3 декабря 1942 года директивой ставки Верховного Главнокомандующего № 170697 был утвержден план наступательной операции «Сатурн». Согласно этой директиве, наступление частей Юго-Западного и Воронежского фронтов должно было начаться ранним утром 10 декабря 1942 года. Но по просьбе командующих фронтов дата начала наступления была перенесена на 14 декабря. Причина переноса – в неготовности фронтов начать наступление в установленный Ставкой срок – 10 декабря 1942 года.

Но вскоре от идеи «запереть» немецкую группировку на Кавказе пришлось отказаться. Причиной тому были и недостаточность сил для проведения масштабного наступления, и первоначально неверные (сильно заниженные) сведения о численности окружённой под Сталинградом группировки противника.

К тому же немецкое командование 12 декабря начало наступательную операцию «Зимняя гроза», целью которой являлось деблокирование окруженной 6-й полевой армии Паулюса. Немецкая ударная группы «Гот» прорвала внешнее кольцо окружения и стала продвигаться из района Котельниково к Сталинграду.

Ставкой Верховного Главнокомандующего, ввиду изменившейся обстановки, вечером 13 декабря 1942 года было принята директива «Об изменении плана операции «Сатурн». Согласно которой, на остановку немецкого прорыва были направлены части под руководством генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского (они должны были принять непосредственное участие в наступательной операции «Сатурн»), которые встретились с наступающим противником в районе Котельниково. Но советское командование не отказалось от идеи проведения наступления. Согласно указанной выше директивы Ставки, необходимо было «прорыв произвести в тех же районах, в которых был он задуман по операции «Сатурн». После прорыва удар повернуть на юго-восток в сторону Нижний Астахов, Морозовская, обрушиться на тылы противника, стоящего против Романенко и Лелюшенко. Операцию начать 16 декабря. Наименование операции - «Малый Сатурн». Как видно из названия, это был тот же «Сатурн», но с более ограниченными целями.

Проведение операции: Для операции были привлечены 6--я армия Воронежского фронта и часть сил Юго-Западного фронта, а именно, 1-я и 3-я гвардейские армии, 5-я танковая армия, 2-я и 17-я воздушные армии. В операции со стороны Красной Армии были задействованы 36 дивизий численностью более 689000 человек, более 5000 орудий и минометов, свыше 1000 танков, более 400 самолетов.

Войска противника включали в себя 8-ю итальянскую, 3-ю румынскую армии группы армий "Дон". Эти армии насчитывали 27 дивизий численностью 459000 человек, более 6000 орудий и миномётов, около 600 танков и около 500 самолётов. Несколько немецких дивизий были приданы для усиления войск союзников. Так, позиции в районе Богучара занимала немецкая 298-я пехотная дивизия, которая «подпирала» с тыла итальянские пехотные дивизии «Равенна» и «Коссерия». Эти дивизии должны были держать фронт на участке село Новая Калитва – хутор Тихий Дон.

Ранним утром 16 декабря 1942 года началась операция «Малый Сатурн» или Среднедонская наступательная операция Юго-Западного и Воронежского фронтов. В ходе наступления были полностью освобождены от оккупантов Верхнемамонский и Богучарский районы, частично Кантемировский и Россошанский районы Воронежской области в их нынешних границах. В ночь на 19 декабря 1942 года районный центр город Богучар освободили подразделения 1-й стрелковой и 44-й гвардейской стрелковых дивизий. В тот же день было освобождено и село Радченское – центр одноимённого района Воронежской области. Потому день 19 декабря отмечается богучарцами как дата освобождения города и района от оккупации.

Мало кому известно о событиях, предшествовавших началу операции «Малый Сатурн», но сыгравших важную роль в её успешном проведении. Так, 11 – 12 декабря 1942 года на участках 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта и 6-й армии Воронежского фронта была проведена силовая разведка боем.

Несколько стрелковых батальонов перешли реку Дон и захватили ряд плацдармов на её правом берегу. Пытались «прощупать» противника и с «Осетровского плацдарма», где линия фронта на правобережье Дона стабилизировалась ещё с середины сентября 1942 года. Завязались бои с боевым охранением и с подошедшими к местам прорыва резервами противника.

Но разведка проходила с разной степенью успеха. Так, на участке 38-й гвардейской стрелковой дивизии в ходе разведки боем удалось освободить первый населенный пункт на правобережье Дона – хутор Оголев Радченского района. Удачно проходила разведка на участках 195-й и 127-й стрелковых дивизии 6-й армии Воронежского фронта.

А усиленный батальон 412-го полка 1-й стрелковой дивизии, получивший приказ наступать на хутор Тихий Дон Богучарского района, вынужден был залечь и окопаться в 300-х метрах от хутора. Противник кинжальным огнём не давал бойцам и командирам поднять головы.

Бои за плацдармы, за господствующие высоты правого берега с различной степенью ожесточения продолжались ещё несколько дней, окончательно затихнув к 14 декабря 1942 года. Так как продолжения со стороны советских войск не последовало, то командование противника посчитало силовую разведку за начало наступления, но только с локальной целью улучшить свои позиции.

В ходе разведки боем у села Дерезовка Верхнемамонского района 12 декабря 1942 года совершил подвиг самопожертвования сержант 1180-го стрелкового полка 350-й стрелковой дивизии Василий Николаевич Прокатов, удостоенный посмертно звания Героя Советского Союза. Спасая жизни своих товарищей, Прокатов закрыл своей грудью амбразуру вражеского пулемёта.

Главный удар советские войска нанесли утром 16 декабря с «Осетровского плацдарма». После артиллерийской подготовки бойцы и командиры 41-й и 44-й гвардейских стрелковых дивизий (сменившие на плацдарме части 1-й стрелковой дивизии) пошли в наступление по пояс в снегу. Противник за несколько месяцев относительно спокойной жизни создал в горловине Осетровской излучины труднопроходимую оборону. Многослойные минные поля на опасных участках, замаскированные огневые точки, глубокие траншеи, колья с колючей проволокой в несколько рядов, систему опорных пунктов на господствующих высотах - всё это преодолевали силами только «матушки пехоты» при поддержке авиации и артиллерии. Танковые корпуса планировалось вводить только в прорыв.

К исходу первого дня наступления прорвать оборону противника в горловине Осетровской излучины советским войскам не удалось. Советское командование решило ввести в бой 4 танковых корпуса, не дожидаясь прорыва обороны противника стрелковыми частями. В тот день танкисты потеряли много боевых машин на минных полях, кроме того, большие потери наступающим танкистам наносили налеты вражеской авиации. Потому прорвать оборону врага и выбить противника из опорных пунктов его обороны (сёл Гадючье и Филоново) удалось только 17 декабря. Противник ввел в бои резерв – немецкую 27-ю танковую дивизию. Ожесточенные бои с противником велись за хутор Голый и село Дубовиково Богучарского района, где погиб командир 267-й стрелковой дивизии 6-й армии Воронежского фронта полковник А.К. Кудряшов.

Завязались бои на второй линии обороны противника – на реке Богучарка. Противник пытался удержать населенные пункты Вервековка, Поповка, Расковка, Данцевка.

К городу Богучару со стороны хутора Перещепный подходили части 1-й стрелковой дивизии, перешедшие через Дон в районе хутора Тихий Дон. 18 декабря ими была предпринята попытка ворваться в город на плечах отходящего противника. Но атака советской пехоты была отбита. С запада и юга райцентр охватывали подразделения 44-й гвардейской дивизии. Богучарская группировка противника оказалась фактически в окружении.

Противник попытался её деблокировать, нанеся удар со стороны хутора Дядин в направлении Богучара. Части 44-й гвардейской стрелковой дивизии выдержали удар противника, контрударом отбросили его от города. В ночь на 19 декабря совместным ударом 1-й стрелковой и 44-й гвардейской стрелковых дивизий город Богучар был освобожден. Противник стал отходить из Богучара в юго-восточном направлении – на село Дьяченково.

Важные события происходили в полосе обороны 2-го армейского корпуса противника. Введённые в прорыв с «Осетровского плацдарма» четыре советских танковых корпуса «как нож сквозь масло» прошли по тылам 8-й итальянской армии. 19 декабря частями 17-го танкового корпуса была освобождена Кантемировка и перерезана железнодорожная ветка Лиски – Миллерово. Форсировав реку Богучарку, танкисты 24-го танкового корпуса Баданова исходу 18 декабря подошли к селу Шуриновка, намного обогнав стрелковые части 1-й гвардейской армии. Итальянский гарнизон Шуриновки не ожидал появления русских танков, потому бой 4-й гвардейской танковой бригады корпуса за это небольшое село был скоротечным. Таким образом, танкисты перерезали пути возможного отхода на запад противника из района Радченское.

Танкисты 18-го танкового корпуса вышли в район села Криница, имея задачу двигаться в район хутора Хлебный. К вечеру 19 декабря части 18-го танкового корпуса, почти не встречая сопротивления деморализованного противника, достигли района станицы Мешковской. Тем самым перерезав пути отхода на запад немецким и итальянским дивизиям, которые ещё держали оборону на правом берегу Дона. Но сплошного фронта окружения создано не было, так как стрелковые части отставали. 

В районе к югу от Красногоровки (где наступали части 38-й гвардейской стрелковой дивизии) к полудню 19 декабря еще продолжали держать оборону части итальянской дивизии «Пасубио» при поддержке чернорубашечников и отошедших из Богучара частей немецкой 298-й дивизии. Противник загодя создал в том районе вторую линию обороны, прикрывавшую автодорогу из Богучара на Монастырщину. Но к утру 19 декабря  части противника, занявшие оборону на 2-й линии, фактически уже находились в окружении. Путь на запад им был отрезан, и к вечеру многотысячные колонны противника начали свое бесславное отступление из района Красногоровка – Абросимово в направлении сёл Медово и Каразеево и далее на юг. Где соединились с остатками итальянских дивизии «Торино» и «Челере», отходивших на запад с занимаемых позиций на правом берегу Дона. Вся эта огромная масса войск пыталась вырваться из окружения. На пути колонн противника встали воины 18-го танкового корпуса и подошедшая пехота 1-й стрелковой дивизии. 20-21 декабря район хутора Хлебный Радченского района, хуторов Поздняков и Поповка Ростовской области стал местом ожесточённых сражений. С отчаяньем обречённых противник шёл на прорыв, нередко дело доходило до рукопашных схваток. Последние в/части оккупантов были изгнаны с территории Радченского района 20-21 декабря 1942 года.

Итоги операции: В результате успешно проведённой советскими войсками Среднедонской операции был прорван вражеский фронт шириной до 340 километров. Были разгромлены 5 итальянских, 5 румынских и 1 немецкая дивизии, а также 3 итальянские бригады. Понесли тяжёлые потери 4 пехотных и 2 танковых немецких дивизии. В результате наступления силы, задействованные в операции, продвинулись в тыл группы армий «Дон», в результате чего немцам пришлось отказаться от дальнейших планов по деблокированию 6-й армии Паулюса. Наиболее отличившиеся в ходе операции соединения получили почётные наименования «Донские», «Кантемировские» и «Тацинские».

По оценке богучарского краеведа Е.П. Романова «при прорыве обороны противника наши войска понесли большие потери. Крутой высокий берег Дона, пересеченная местность. Река Дон и ее притоки Левая и Правая Богучарка, глубоко эшелонированные системы окопов, дзотов оказались почти непреодолимым препятствием для продвижения наших войск. При штурме высот, первых окопов и первых населенных пунктов погибло около 3000 советских воинов».

 

Солорев Эдуард Алексеевич, специалист по архивной работе Богучарского поискового отряда «Память»

 

0
3.34K
Нет комментариев. Ваш будет первым!